1-wmepzkiytejg89n3kgyt7g

Платные СМС-подписки

Как с вашего счёта списывают деньги за платные гороскопы и прочий ад

Гороскопы — это чушь, но мы всё равно их читаем, потому что наслаждаемся своей индивидуальностью, когда узнаём в них себя. «У Водолеев сегодня будет насыщенный день», — написано в гороскопе. «Блин, всё прям как про меня!» — думаем мы. Но всему виной эффект Барнума: гороскоп написан так, что подходит практически каждому.

Не гороскопы определяют судьбу человека, а он сам. То, как вы проживёте свой день, зависит от вашей мотивации, настроения и качества жизни в целом. А гороскопы — это профанация, которая не даёт примерно ничего, кроме стимулирования чувства собственной значимости.

Гороскопы почти всегда бесплатны, но только не у мобильных операторов: за подписку на гороскоп они ежедневно будут снимать деньги со счёта. Вместо гороскопа может быть всё, что угодно: анекдот, афоризм или народная мудрость. В любом случае, вы платно подписываетесь на то, что можно и так найти в интернете. В статье расскажем, как избежать последствий таких подписок.

Платные СМС-подписки

Контент-провайдер —
это поставщик
платных материалов

Ранее мы уже писали про платные услуги мобильных операторов, но СМС-подписки немного другая история. Если платные услуги — это тарифные опции, которые операторы подключают напрямую, то СМС-подписки — это услуги их партнёров. Таких партнёров ещё называют — контент-провайдеры. Они производят контент, который оператор поставляет своим абонентам. Все эти открытки, картинки, стишочки — материалы контент-провайдера.

Суть в том, чтобы подсадить вас на них. Вы регулярно или единоразово получаете какой-либо материал, а потом платите за него. Например, чтобы узнать свой гороскоп, вам приходится раскошелиться один раз, а если вы подписались на регулярную рассылку — платите регулярно.

Обычно схема выглядит так:

  1. Вводите ваш номер телефона на сайте.
  2. Вам присылают код подтверждения.
  3. Вводите код на сайте.
  4. Хопа! С этого момента вы официально подписаны на платную услугу.
Мобильные операторы
переводят стрелки на
контент-провайдеров

Подвох в том, что мобильные операторы тут как бы не при чём: ответственность за предоставление услуги лежит на контент-провайдере. Уведомление и подтверждение абонента о подключении услуги тоже на совести контент-провайдера. Но при этом в детализации некоторых операторов не отобразится СМС с подтверждением подключения платной услуги. То есть вы не сможете доказать, что вам вообще что-то приходило.

Всё это делает возможным следующую схему:

  1. Кто-то вводит ваш номер телефона.
  2. Оператору присылают уведомление, что вы бессрочно подписались на платную услугу и подтвердили подписку.
  3. С вашего счета ежедневно списывают условную сумму, пока деньги не кончатся или вы не заметите их утечку.
  4. Когда вы об этом узнаете, у вас заполыхает так, что можно будет растопить ледяное сердце вашей бывшей.

В надежде, что это какая-то ошибка, вы звоните оператору и объясняете, что ничего не подключали. Но вам отвечают, что всё законно, а деньги вернуть уже не получится. Вас утешат тем, что можно отключить подписки, чтобы деньги не списывались, но и тут есть свои сложности: у ряда операторов каждую подписку необходимо отключать вручную при помощи СМС. Просто так отписаться от платных услуг из личного кабинета или с помощью службы поддержки скорее всего не получится.

Важно понимать, что всё это — прямое нарушение законов РФ. Если столкнулись с подобным — смело обращайтесь в полицию или ФАС. Оператору сотовой связи выпишут штраф, а вам вернут деньги.

Как избежать

Профилактика. Практически каждый мобильный оператор предоставляет бесплатную услугу, которая блокирует большую часть контента. У всех операторов она называется по-разному, но суть её одна и та же: блокировка голосовых вызовов, USSD-запросов и отправки СМС-сообщений на платные номера контент-провайдеров. Обязательно подключите её в личном кабинете или по телефону.

Минус услуги в том, что она блокирует далеко не весь контент. То есть за отправку СМС-сообщения на один короткий номер вам ничего не будет, а вот если отправите на тот, которого в базе мобильного оператора нет — у вас спишут деньги со счёта. И да, если вы погрязли в платных подписках — такая услуга вас от них не вылечит: в любом случае придётся отписываться от всего самостоятельно.

Лечение. Если же вы погрязли в платных подписках, которые сами себе не подключали, то Бог вам в помощь вот вам небольшая инструкция:

  1. Позвоните в колл-центр своего оператора и узнайте, на какие платные услуги контент-провайдеров вы подключены, с каких номеров и с какого момента.
  2. Зайдите в личный кабинет и запросите детализацию за последние несколько месяцев в Экселе. Отфильтруйте записи по этим номерам и подсчитайте нанесённый вам ущерб. Это важно, чтобы знать, какую сумму вам нужно возместить. Если лень заморачиваться самому — попросите службу поддержки посчитать сумму ущерба, пусть отрабатывают свою зарплату.
  3. Объясните по телефону, что эти услуги были подключены без вашего согласия и что вы лично не подтверждали их подключение. Никакие смс с запросами вам тоже не приходили. Если вам скажут, что вы подтвердили свое участие — попросите выгрузку из биллинга сотового оператора, где будут указаны все случаи подобных входящих смс.
  4. В разговоре намекните, что подобные действия могут быть в совокупности классифицированы как мошенничество в соответствии со ст. 159 УК РФ. Действия же самого оператора этом случае могут быть классифицированы как соучастие (в частности, пособничество) в соответствии со ст. 33 УК РФ.
  5. Вполне возможно, что вам предложат вернуть только часть суммы (например, 490 рублей вместо 825). Если вам по-прежнему будут вежливо отказывать — возможно, стоит согласится на эту сумму, предупредив, что вы передадите письменную претензию на оставшуюся сумму. Так вы моментально получите хотя бы что-то.

Дошли до последнего пункта, но не получили возврат средств или получили его не полностью — пишите претензию. Сначала отправьте её по электронной почте в службу поддержки оператора, потом сходите в ближайший офис и напишите там. Если же и это не помогло — пишите заявление в полицию и в ФАС.

Выводы:

  1. Контент-провайдеры — это партнёры мобильных операторов, которые поставляют абонентам платные материалы.
  2. Операторы сотовой связи отрицают свою причастность к платным подпискам, ссылаясь на контент-провайдеров.
  3. Вас могут подписать на платные услуги без вашего ведома. Доказать это не так просто. Вернуть деньги — ещё сложнее.
  4. Чтобы отгородиться от платных подписок — подключите услугу, блокирующую платный контент у своего оператора.
  5. Если же вас подписали—звоните в колл-центр, объясняйте ситуацию, угрожайте буквой закона. Не помогло — составляйте письменную претензию по электронной почте и в офисе оператора. Не помогло и это — обращайтесь в полицию.
28 Июня 2017

А где тут подписка на почтовую рассылку?
Ах да, вот же она.